Галерея искусств
мир творчества
откройте для себя мир прекрасного
удивительное разнообразие в работах ЖУРАВЛЕВА Дмитрия Власовича,
нежное и в то же время глубокое творчество НОВИКОВОЙ Ларисы Петровны,
оригинальное видение окружающего мира глазами ЖУРАВЛЕВОЙ Марины Дмитриевны

Отдельные работы

Мой сад в конце лета - 2005г., 100*120, холст, масло
Журавлев Д. В.
"Мой сад в конце лета"
2005г., 100*120, холст, масло
посмотреть
в галерее
Иван Метальников - 1972, 110х90, холст, масло, 60 000,00руб.
Новикова Л. П.
"Иван Метальников"
1972, 110х90, холст, масло, 60 000,00руб.
посмотреть
в галерее
Лебединые ласки - 60*80, 2007г., 27000,00 руб.
Журавлева М. Д.
"Лебединые ласки"
60*80, 2007г., 27000,00 руб.
посмотреть
в галерее

Детское творчество

Разве можно рассматривать понятие «детство» от понятия «творчество»? Каждый из нас хранит если не в шкафу, так в самых нежных воспоминаниях плоды попыток своего самовыражения – наивные и глубокомысленные рисунки, поделки из дерева и пластилина, первые стихи, тетрадки с рассказами, имитированными под любимых прозаиков…

Сколько застенчивости и смущения надо преодолеть ребенку, чтобы показать кому-то свои шедевры! Как строгие критики в лице близких примут то, во что начинающий художник, писатель, поэт вложил свою душу и мысли? Оценят ли? Не появится ли на их лицах выражение снисходительной насмешки над первыми попытками юного творца? Или еще хуже – откровенной критики, где нет места похвале, а есть только жесткий разбор ошибок.

Дети в своем творчестве подсознательно описывают в сюжетах свое отношение к чему-либо: либо это мечты, либо затаенная боль, иногда это подражание кому-то, а бывает, что в творчестве ребенка отражены взаимоотношения в семье, с друзьями и недругами, с окружающим малыша миром. Это, конечно, тема для размышлений психолога или психиатра – в наше статье речь не об этом. Однако, нельзя забывать о том, что на тех же принципах строится творчество и признанных мастеров искусства. Их творчество уже более оформлено: многое пришло с опытом, с полученными знаниями, с развитием интуиции. Но основа творчества – подсознательное воплощение в создаваемых образах своего отношения к тому, что окружает мастера – остается прежней. И от этого не уйти никому из служителей муз.

Значит ли это, что результаты творчества детей имеют право называться произведениями искусства наравне с творениями корифеев? Ответ на этот вопрос может дать каждый сам для себя, независимо от того, насколько близок он к профессиональному подходу к искусству. И, могу вас уверить, среди множества мнений по этому поводу не будет ни одного неверного. Но то, что рисунки детей заслуживают совершенно такого же уважения, как и пейзажи Айвазовского, несомненно.

И пусть это будут надоевшие вам динозавры, человечки типа «палка-палка-огуречик», пусть рассказики маленького сочинителя будут до боли напоминать вам известные сказки или «Властелина колец», пусть он искренне сочиняет чужие пьесы или песни. Главное, у маленького человека открылось желание проявить себя, иносказательно или прямо выразить то, что он чувствует. Он не может почему-то сказать это словами, он выбрал для этого язык искусства.

Взрослые часто отмахиваются от детей, когда те хотят познакомить их со своими потугами. Им некогда. Она заняты важными делами. У них болит голова о том, как устроить материальное благополучие семьи, все мысли заняты проблемами на работе, и прочими вещами. Никто не может и не имеет права осуждать за это нас, взрослых. Но…

Но все-таки найдите минутку! Отвлекитесь на какое-то время от своей взрослой серьезной жизни! Окунитесь вместе со своим ребенком в его мир –  может вы незаметно вернетесь в свое собственное детство.  И кто знает: возможно, ваш маленький гений неожиданно откроет вам новый взгляд на жизнь. Как это случилось с одной моей знакомой.

Как-то эта знакомая, совершенно не знакомая с основами психологии, просматривая от нечего делать рисунки своего шестилетнего сына, вдруг обнаружила, что большая их часть посвящена одному и тому же сюжету – рисунки объединяло то, что везде, где была нарисована семья, рядом с собственным изображением мальчишка изображал собаку. Это было некое существо с огромными ушами, длинными ногами, расположенными на равном расстоянии друг от друга…

Собака! В семье никогда не было собаки. Сначала родители боялись заводить ее из-за рождения маленького Миши: мало ли пострадало малышей из-за присутствия дома собаки. Потом сделали недешевый ремонт в квартире, и решили, что дубовый паркет не выдержит могучих когтей живого существа, и кроме того… В общем, не место собаке в городской квартире – вот если бы речь шла о собственном доме с двором и будкой – вопросов бы не возникало.

Мама мальчика была в недоумении: откуда на детских рисунках взялась собака? Может, он видел собаку в доме у своих немногочисленных друзей? Но насколько она знала, ни у кого из приятелей ее сына не было дома собаки. Может, это его тайное желание – иметь дома собаку? И вот здесь у мамы возник вопрос: если это так, то почему мальчик никогда не заговаривал об этом желании ни с ней, ни с папой, ни с кем-либо еще.

В общем, мама задумалась. И вдруг поймала себя на мысли, что она впервые думает о внутреннем мире своего ребенка. О том, чего хочет ОН, а не считают нужным взрослые. О том, ЧЕМ живет их мальчик. О том, что она не знает точного ответа на вопрос «Что хотел сказать Миша, постоянно рисуя собаку?»

А еще мама вспомнила о том, как она сама, когда была маленькой, любила громко петь песни Аллы Пугачевой. Слуха у нее не было никогда, музыкальности тоже. Даже слов песен она толком не знала – выдумывала свои. А вот чувство ритма было. Маленькой девочке отсутствие у нее вокальных данных было нипочем – ей нравились эти песни, вот она их и пела. Приставит ко рту кончик скакалки – чем не микрофон? Наденет бабушкин длинноволосый парик, сверху набросит пододеяльник – вот и образ великой Примадонны! Но почему-то у взрослых ее тщательно подобранный костюм, продуманный репертуар не вызывал положительных эмоций. Мама ахала оттого, что дочка извозила по полу свежевыстиранный пододеяльник, бабушка грозно велела никогда не трогать ее парик, так как он куплен специально для торжественных выходов в свет, а папа, сердито хмуря брови, говорил, что отработал целую смену в шумном цехе и хотя бы дома желает находиться в тишине… И никто ни разу не хвалил девочку за ее самодеятельность. Только иногда в уголках рта родителей малышка видела усталую вымученную улыбку – разве это отрада для исполнителя?

Поначалу девчонка обижалась, иногда даже плакала – и сама не могла объяснить себе, почему. А потом желание петь само собой пропало. Вовсе не хотелось изображать из себя певицу. Не хотелось на мотив любимых мелодий подбирать свои слова. Никому это не нравилось. Повзрослев-то она поняла, что родителям было некогда тратить время на восхищение ее творчеством. Что несмотря на то, что они – самые близкие ей люди, от внутреннего ее мира они были далеки.

А теперь вот ее собственный сын рисует собак… Почему?

 

***

 

Как часто приходится слышать о трудном тернистом пути творческих людей! Иннокентия Смоктуновского несколько раз подряд не принимали в институт кинематографии. Далеко не сразу приняли новаторское искусство Пикассо. Мы уже не говорим о гонении  неидейных писателей во все времена (труды которых, кстати, впоследствии включали в школьную программу!), и о переворотах век от века в музыкальной культуре. Творческие люди – это индивидуумы тонкой душевной организации. Их ранить гораздо легче, чем кажется – ведь они презентуют нам свое самое сокровенное – свои творения, свои детища. И если взрослые люди тяжело переживают сухую жесткую критику (или, еще хуже – неприкрытое равнодушие), неужели дети могут относиться к этому проще?

Творчество так или иначе всегда присутствует в нашей жизни. А в становлении личности маленького человека оно сообщает ему состояние гармонии. И самое примечательное то, что творчество ребенка может проявляться в самых разных плоскостях – никогда не узнает взрослый, где находится граница фантазии у малышей! Наверняка, многие взрослые помнят, как будучи маленькими детьми, частенько слышали от собственных родителей: «Не играй с едой». Ну как же эти умные взрослые не видят, как яйца, растекаясь по сковородке, улыбаются и подмигивают своими желтыми глазами! Как двуногая морковка с бабушкиного огорода так и просится «походить», крутя пышными бедрами. Как красная рожица дольки помидора требует себе зелененьких перьев луковых волос. Ничего они не видят и не понимают. Даже жалко их.

Пожалуй, один лишь Джанни Родари в глазах детей смог стать в этом плане приемлемым взрослым: сумел же он услышать жизнь в обычных на наших столах фруктах и овощах. А между прочим, теперь в искусстве выросло целое направление, получившее название Food Art. Произведения этого направления не выставляются в музеях, они не становятся причиной бессонных ночей коллекционеров. Единственная субстанция, где им уделяют внимание, является «Книга рекордов Гинесса». Да и туда можно попасть, отличаясь исключительно размерами, объемами затраченных на приготовление продуктов, скоростью съедания и т.п., то есть величинами физико-математического порядка. Но разве можно измерить по единой шкале творчество?

Наверное, в подобном творчестве есть начало попытки переделать мир «под себя». Или детское творчество – в том числе и эксперименты с эстетическим потенциалом продуктов – это постижение себя самого? А может…

Можно бесконечно продолжать выдвигать гипотезы на эту тему. Можно дискутировать, соревнуясь в дебатах друг с другом в психологии и философии. Можно вложить в свои аргументы как возвышенную патетику, так и приземленный скептицизм. А можно просто уважать ребенка.

И его творчество.

Copyright © Галерея искусств. 2010-2018
Rambler's Top100
Рейтинг@Mail.ru Рейтинг@Mail.ru ARTRUSSIAN.COM - Живопись ARTRU.info - база данных по русскому искусству

Баглер - рейтинг русскоязычных сайтов