Галерея искусств
мир творчества
откройте для себя мир прекрасного
удивительное разнообразие в работах ЖУРАВЛЕВА Дмитрия Власовича,
нежное и в то же время глубокое творчество НОВИКОВОЙ Ларисы Петровны,
оригинальное видение окружающего мира глазами ЖУРАВЛЕВОЙ Марины Дмитриевны

Отдельные работы

Весенний дождь - 2004г., 100*120, холст, масло
Журавлев Д. В.
"Весенний дождь"
2004г., 100*120, холст, масло
посмотреть
в галерее
Рождение весны - ПРОДАНО
Новикова Л. П.
"Рождение весны"
ПРОДАНО
посмотреть
в галерее
Вдыхая любовь - <span style="font-size: small;">2009г., ткань, стразы, ПРОДАНО<br /></span>
Журавлева М. Д.
"Вдыхая любовь"
<span style="font-size: small;">2009г., ткань, стразы, ПРОДАНО<br /></span>
посмотреть
в галерее

"Христос в Эммаусе" и другие

Имитация сюжета или стиля художника - художника известного, разумеется - существует с незапамятных времен. Так же, как подделка денежных знаков. Изготовители подделок работ известных мастеров сами подчас могут быть признанными мастерами своего дела, и с определенной точки зрения можно сказать, что и они подделывают "денежные знаки" в виде картин. Ибо цель их, как правило, одна - подороже продать свою подделку, которая иногда сама по себе может быть рассмотрена, как истинное произведение искусства.

Один из известнейших мастеров подделки живописи и графики - художник и реставратор Эрик Хебборн - после своего саморазоблачения  (о котором до сих пор ходят самые противоречивые слухи) опубликовал целое руководство по изготовлению поддельных произведений изобразительного искусства. Пособие действительно уникальное, включающее в себя рекомендации по использованию, например, бумаги определенных эпох (изыскиваемых в подлинных книгах того времени), технологии изготовления и нанесения имитированных грунтов и красок - при их использовании аферист руководствовался своими знаниями о составе этих компонентов, присущему времени создания полотен. Если поначалу Хебборн подделывал известные картины, то потом он обратился к мысли писать полотна, имитируя не сюжеты, а стиль, почерк известных мастеров. Хулигану-реставратору удалось "создать" несколько сотен картин и этюдов, признанных экспертами самого высокого уровня, как "неизвестные" работы  Гейнсбора, Коро, Пуссена, Рубенса, Пиранези, Рембрандта, Кастильоне,  Брейгеля, Ван Дейка, Тьеполо и других великих художников.

Не менее известный фальсификатор Хан Антониус Ван Меегерен (1889-1947г.г.) вошел в историю, как автор известнейшего полотна "Христос в Эммаусе", которое искусствовед Абрахам Брёдиус  признал в 1937 году как произведение Яна Вермеера (более известного, как Вермеер Дельфтский). Брёдиус считал фальшивку одной из неизвестных работ художника, написанную им во время увлечения тенденциями, принятыми в итальянском изобразительном искусстве того времени. Известный искусствовед вообразил, что "открыл" одно из лучших произведений знаменитого голландца, работавшего в  XVII веке. Одним из лучших произведений  им была признана одна из лучших подделок современника именитого эксперта! "Произведение искусств" было продано "автором" за несколько миллионов долларов, а спустя всего год «Христос в Эммаусе» был приобретен Музеем Бойманса-ван Бёнингена (Роттердам).

Изобретательный махинатор француз  Фернан Легрос наладил свою "индустрию", как организатор: двое талантливых художников - Элмер де Хори (наст. имя Элемер Альберт Хофман) и  Реал Лессарт  трудились на него как "живописные негры" - они писали "полотна" Пикассо, Гогена, Модильяни, Матисса, Ренуара, Шагала... Кстати, именно подделка работ Шагала стала окончанием аферы Легроса - знаменитый художник, очутившись в 1967 году в одной из нью-йоркских картинных галерей, увидал "своё детище" и признал ее за подделку.

Подделать картину под старых мастеров непросто - очень сложен процесс придания ей, скажем, временной ветхости. Состарить подрамник, холст, краски, трещинки-кракелюры - это интереснейший с технологической точки зрения процесс. Масляная живопись, например, сложна для "фальшивокартинников" тем, что краски на основе масла полностью высыхают за довольно длительный промежуток времени - часто на это нужно до пятидесяти лет! Упомянутый уже ранее Хан Антониус Ван Меегерен даже сумел изобрести особого состава масляные краски, которые высыхали в специальной печке при температуре 105°С всего за два часа до такой степени, что обычный растворитель не мог их растворить! Кроме того, после такой операции краски покрывались кракелюрами - и в результате имитация шедевра такими красками вполне сходила за оригинал. При подделке более поздних работ такие сложности не стояли - чаще всего аферисты использовали специальные лаки, которые дают вполне приличную имитацию кракелюров уже через несколько дней после того, как их нанесли на "шедевр".

Альбрехт Дюрер, знаменитый немецкий живописец и график, мастер рисунка, ксилографии и гравюр, обратился в 1506 году в Нюрнбергский суд с иском к не менее известному художнику и гравюристу Марко Антонио Раймонди, подделавшим  около тысячи гравюр Дюрера.

Бытует легенда, что Фредерико Гонзага, маркграф и первый герцог Мантуи, получил в подарок от Папы Римского Климента VIII  картину кисти Рафаэля из собственной коллекции святейшего отца. Однако, впоследствии выяснилось, что понтифик преподнес могущественному герцогу лишь копию полотна великого итальянца - изумительный по своей имитации шедевр - уж больно главе католической церкви было жаль расставаться с подлинником.
Широко известна история с подделкой картины Ван Гога "Подсолнухи", проданной в 1987 году на лондонском аукционе Christie's за баснословную сумму - около сорока миллионов долларов. Ван Гог в 1988-1989 годах создал несколько авторских повторений этого своего полотна, и эксперты были уверены, что экземпляр "Подсолнухов", о котором идет речь, является одним из них: они не сомневались в подлинности авторства этой работы. Но в  конце 90-х годов XX века разгорелся скандал - на основании исследования переписки художника со своим братом и многих других данных, эксперты пришли в к выводу, что автором скандального полотна мог быть не кто иной, как... Поль Гоген! Цепочка исследований привела к тому, что в настоящее время авторство великого голландца подвергнуто сомнению в отношении более, чем сорока его работ.

Да и сам Поль Гоген не был обойден в этом отношении  - в 2000 году всплыла подделка одной из его известных работ, "Ваза с цветами", когда аукционы Sotheby's и Christie's, не сговариваясь, оба выставили на продажу эту работу в своих каталогах. Каждый из аукционных домов не сомневался в подлинности имеющегося у него полотна - документы продавцов, сопровождающие потенциальную продажу шедевров, соответствовали всем нужным требованиям. Живописный диспут разрешила Сильвия Крусса, признанный эксперт творчества Поля Гогена - экземпляр, выставлявшийся аукционом Christie's, ею был признан подделкой. "Лучшая подделка, которую я видела в своей жизни" - с грустью говорила Сильвия. По-видимому, в процессе экспертизы она прониклась настоящим уважением к мастерству истинного автора скандальной подделки.

Аукционный дом Christie's оказался замешан в еще одном громком скандале - 30 ноября 2005 года  ушла с молотка почти за три миллиона долларов работа Бориса Кустодиева "Обнаженная в интерьере" ("Одалиска"). Полотно было приобретено российским коллекционером, чье имя широкой публике неизвестно. Однако, в феврале 2009 года экспертиза Государственного Русского музея, а впоследствии еще двух авторитетных экспертиз  - Всероссийского художественного научно-реставрационного центра имени академика И.Э. Грабаря и Третьяковской галереи - показали, что приобретенный шедевр не что иное, как фальшивка.

Иногда ситуация с подделками принимает и курьезный характер. Известный эксперт и художник-график Валерий Дудаков преподнес в подарок своему другу некую абстрактную композицию в стиле Любови Поповой - именитого русского и советского художника-авангардиста. Каково же было изумление Дудакова, когда спустя несколько лет это же полотно ему принесли на экспертизу на предмет установления подлинности авторства Любови Поповой! Крайне возмущенный эксперт тут же рассказал своему клиенту историю появления на свет  "неизвестного шедевра Поповой". Казалось бы, вот и все. Но история имеет продолжение: в 1989 году крупнейший аукционный дом Sotheby's выставил ее на продажу, как произведение "бессмертного авангардиста ранней советской эпохи" Любови Сергеевны Поповой - стартовая цена была более двадцати тысяч долларов.  Валерий Дудаков, узнав свою композицию, которая однажды уже попала ему в руки, как полотно Поповой, пытался предпринять меры и убедить аукционистов в своем неоспоримом авторстве, однако ни владельцев, ни экспертов Sotheby's его заявления не смутили - работа "Поповой" ушла с торгов за тридцать тысяч долларов.


Среди искусствоведов популярен анекдот "Разговор в аукционном доме Sotheby's":
- Вы, конечно, даете гарантию, что эта картина подлинная?
- Конечно, бог мой! Гарантия два года!

А анекдоты на пустом месте не возникают...

 

Copyright © Галерея искусств. 2010-2018
Rambler's Top100
Рейтинг@Mail.ru Рейтинг@Mail.ru ARTRUSSIAN.COM - Живопись ARTRU.info - база данных по русскому искусству

Баглер - рейтинг русскоязычных сайтов